Послушала лекцию Мединского о восстании декабристов и с утра хожу в непонятках.
Что это было?..
В школе нам авторитетно заявляли - молодые, пылкие, благородные люди хотели как лучше,
получилось как всегда но не опирались на народ, поспешили и пострадали за свою любовь к идеалам и реформам.
Кхем... А что на деле? Позвольте изложить мое оценочное мнение
которое фиг оспоришь )))Что имеется в России после победы над Наполеоном? Во-первых, выросшая как грибы после дождя куча тайных обществ чуть ли не с начала XIX века, которые вовсе не тайные - почти каждый дворянин где-нибудь в чем-нибудь состоит, как Репетилов у Грибоедова. Во-вторых, что есть следствие из первого - молодежь 20-25 лет, которая после 1812 года и заграничного похода болтается без дела, пишет стишки и ведет романтические заумные разговоры про либерте, эгалите, фратерните и прочую восторженную прелесть, которая никогда не сбывается. Салонные разговоры, осмысление французской революции, бурная жажда деятельности - эх, развернуться мне негде, королевство мало... - и так далее. В-третьих - в начале века славный Александр I накидал столько идей в молодые и не очень головы, в частности, про ту же конституцию, что через двадцать лет это все расцвело буйным, но пустым цветом. Как ни крути, а для России либерализм зло, даже с благими намерениями.
читать дальшеВрать не буду - я не поняла, созрело ли это либеральное движение за конституцию, отмену крепостного права и реформы до чего-то оформленно-осязаемого к декабрю 1825 года или так и осталось на уровне разговоров и мечтаний. Скорее всего, были одни слова. Конституцию все-таки сочинили, но вот даже о форме правления договориться не смогли - быть монархии или не быть, куда девать царя - убить или отправить в изгнание, и так далее. Как говорится, чего-то хочется, то ли замуж, то ли семечек, то ли конституционной монархии, то ли поехать к Яру разогреть шампанским кровь.
И так бы эта болтология и продолжалась, если бы внезапно не умер Александр I. Что поделать, человек смертен. И надо же - детей законных у царя не было, а его братья с короной Российской Империи связываться не желали хотя еще в 1819 году Александр сообщил Николаю - Константин империю не хочет, он совсем оевропеился, так что в очереди на престол ты следующий. Николай пришел в ужас, отмахивался от этой перспективы всеми лапами и хвостом, но Александр лишь хмыкнул и написал секретный манифест - Николая на царство, и пусть не капризничает.
Вот только про этот манифест Николаю не было известно, и когда умер его старший благословенный брат, он присягнул Константину и написал ему письмо - Россия твоя, бросай свою Польшу и принимай престол. Тот наотрез отказывается, письменно отрекается в четырех экземплярах и в Россию ехать не собирается. Николай снова письмо - с тем же результатом. И такая дребедень продолжается почти месяц.
Ну вот в какой стране еще такое может быть?) Правильно Михаил Задорнов говорил - мы уникальный народ, даже цари у нас не грызутся за власть, а не знают, кому бы ее сбагрить)))
И вот в этом бардаке междуцарствия вылезают уши декабристов. Нет, офицеры рассудили здраво, только это было лишь тактически, а думать надо было раньше и стратегически. Момент подвернулся прекрасный... а плана у заговорщиков не было. От слова совсем. Решили действовать по-русски - на авось и удачу. Не фортануло.
Накануне Николаю, который ждал Константина и даже заставил все правительство ему присягнуть, сообщили, что зреет бунт бессмысленный и беспощадный. В это же время на юге России арестовали лидера Южного общества Пестеля, к царю же пришел один из офицеров-заговорщиков и рассказал, что некоторые особо активные хотят конституцию и диктатуру, и вообще завтра на Сенатской площади ожидается движ печеньки и лозунги.
Ну, вы поняли, да? Полный бардак. Николай чертыхнулся по-армейски, обреченно вздохнул и сказал: давайте сюда вашу империю, будем порядок наводить. А в это время декабристы решили - штурмуем Зимний и Петропавловскую крепость, убиваем царя, провозглашаем временное правительство, а дальше... война план покажет. Ну просто 1917 год на минималках.
Вожаком всего безобразия - диктатором - назначается Сергей Трубецкой... который просто не пришел. Да и вообще рано утром, как собирались, на площадь никто не вышел - кто проспал, кто передумал, кто пытался убедить товарищей, но безуспешно. Николай, видя, что пошла такая пьянка, принял присягу Сената в 7 утра. Часа через четыре, когда утро почти кончилось, на площадь все же вышло около тысячи солдат. Николай с братом Михаилом отправились посмотреть, что за фигня происходит. Ходили там между солдат, на них как будто вообще никто внимания не обращал. Просто полк встал и стоял, как пикетчики КПРФ, пока к ним другие подтягивались. А, кстати, еще и был сильный мороз, декабрь как-никак. Но у русского человека, как потом напишет Некрасов, "втемяшится в башку какая блажь, ничем ее оттудова не выбьешь..."
Ну вот что это за восстание, что за переворот? Полки стоят, заговорщики не могут выбрать нового руководителя - "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" (с). Это "стояние" пытаются разгонять по-хорошему: сначала едет граф Милорадович с уговорами, в него стреляют. Потом какой-то полковник, потом младший брат царя Михаил, даже два священника - все как об стенку горох. Появляется конница, но полки стоят - упрямство пуще неволи. А день уже в самом разгаре, на это представление пришел полюбоваться народ. Толпа всегда за любой кипиш, кроме голодовки, поэтому в царя летят бревна, камни... А он все пытается решить по-хорошему - ну солдаты же, офицеры, не могут они быть дурными. Ага, щаз.
Революционеры, блин, диктаторы... Ну нельзя же делать переворот стоянием перед дворцом, неужели боевые офицеры не догадались?.. Наконец, через два часа собрались все, кто мог - 3000 человек. И - не прошло и полгода - выбрали себе вожака Оболенского. Но тут у Николая терпение кончилось, и всю эту шайку-лейку в конечном счете разогнали проверенным способом Наполеона - сначала картечью, а потом пушками. Войска разбежались, восстание подавлено, а результат - ужасный: среди солдат и горожан погибли несколько сотен человек.
И вот этот безвольный беспредел - это идеал свободы и просвещения?.. Этот вот бардак на площади и в головах - это благородное восстание? Идеи прав и свобод каждого прекрасны, когда в ходе борьбы за них не гибнут случайные и вообще невинные люди. Ни ума, ни особой надобности, ни толку. И хоть Мединский и защищает этих романтиков, да я и сама люблю романтизм, но так беспредельно глупо поступать было нельзя. Надо было серьезно готовить идеи, смотреть на вещи реально, собраться и тогда - кто знает, как пошла бы наша история. А вот это вот все - наглядная иллюстрация, как благими намерениями выстлана дорога в ад.
А Пушкин им еще сочувствовал...