Некогда была основана одна железнодорожная компания. И ее управленец, человек больших амбиций и организаторского таланта, решил, что финансовые средства можно будет существенно сэкономить, если сократить количество туалетов в поездах в два раза, а именно выпускать такие вагоны, что только половина из них будет оборудована отхожими местами.
читать дальшеКомпания была еще достаточно молодой, и неразберихи в делах хватало. Однако нововведения начальника привели к еще большим трудностям. А именно возникла следующая проблема: о распоряжение начальства были оповещены еще не все сортировочные станции, а потому сцепщики считали все вагоны одинаковыми – в связи с этим существовали поезда, которые вовсе не имели туалетов в своем составе.
Так был создан первый костыль в этом деле: все вагоны были снабжены надписями, оповещающими сцепщиков об оборудованности вагона туалетом. И предписание работникам было дано следующее: сцеплять вагоны так, чтобы в поезде примерно половина вагонов была оборудована туалетами. Через некоторое время было сообщено, что сцепщики успешно справляются с этой задачей.
Но на этом проблемы не кончились. Оказалось, что хотя в поезде половина вагонов может быть оборудована туалетами, все такие вагоны могут располагаться только в одной его части, что, естественно, не устраивало пассажиров. Чтобы спасти дело, были выпущены инструкции регламентирующие сцепку вагонов с чередованием. А это был уже второй костыль. Но бедные сцепщики с честью вынесли и это испытание.
Следующей проблемой, о которой руководство оповестили недовольные пассажиры, стала следующая: туалеты располагались в одном из концов вагона, расстояние между двумя соседними туалетами в поезде могло достигать трех длин вагонов, и для пассажиров с детьми – особенно если коридоры были заставлены багажом – продвижение к туалетам было делом непростым.
Руководство нашло решение для этой проблемы (по сути, добавило еще один костыль), а именно: каждый вагон был промаркирован стрелкой, и весь состав необходимо было формировать так, чтобы стрелки были ориентированы в одну сторону. Справиться с этой задачей работникам сортировочных станций было уже не так просто: решение требовало задействовать максимально возможное количество поворотных кругов, а их недоставало, что приводило к задержкам. В прочем, задержки не стали серьезным препятствием в развитии этой идeи.
Новые инструкции от руководства и в этот раз не решили проблемы – на этот раз пассажиры были недовольны тем, что хотя и до туалета расстояние было не больше вагона, было неясно, с какой стороны находится ближайшие туалет. Тогда начальство в очередной раз поразило работников станций своей смекалкой: было решено и в каждом вагоне стрелками указывать направление до ближайшего туалета. Такие меры привели к необходимости правильно ориентировать еще и не оборудованные туалетами вагоны. Сортировочные станции уже по-настоящему бунтовали против новых порядков: выполнить эту задачу стало совершенно невозможно.
И тогда в действии принял участие некто, чье имя сейчас неизвестно. Он предложил следующее решение всей проблемы в целом: считать за единицу подвижного состава не один вагон, а неразъединяемую пару таковых, один из которых оборудован туалетом, причем в паре туалет расположен в центре. Идея не расцеплять вагоны решила сразу все проблемы:
Во-первых, что расстояние до туалета всегда составляет не больше одного вагона;
Во-вторых, отпадает необходимость использовать поворотные круги;
В-третьих, стрелки внутри вагонов всегда указывают нужное направление;
В-четвертых, сцепщикам придется иметь дело с в половину меньшим количеством сегментов для формирования поезда.
И стоило это всего двух уступок. Первая заключалась в том, что пара вагонов была все-таки несимметрична относительно туалетов, но кого волнует лишний метр? А вторая заключалась в том, что теперь поезда состояли только из четного количества вагонов – недостающие вагоны оплачивались за счет экономии средств на туалетах.
Хотя во времена, к которым относится эта история, человечество не знало ЭВМ, неизвестный, нашедший это решение, был первым в мире компетентным программистом.
P.S. Я рассказывал эту историю разным людям. Программистам, как правило, она нравилась, а их начальники обычно сердились все больше и больше по мере ее развития. Hастоящие математики, однако, не могли понять, в чем соль.
Э.В. Дейсктра
То есть если бы все вагоны были как положено оборудованы туалетами ,программисты были бы не нужны=)))