Денис пишет о ней с уважением и симпатией именно как к летчику, и - называет пилотессой. Звучит изящно - пилотесса, вроде как не просто "водитель
Не могу не процитировать рассказ Дениса, разве что особо летные подробности уберу (вдруг кто не так фанатеет от самолетов и пилотажа, как я =)).
"Знакомьтесь - Маргарита. Второй пилот В737. Хрупкая приятная девушка, выбравшая профессию, которую в нашей стране традиционно не принято относить к женским.
Однако, времена меняются. В нашей стране с каждым годом появляется все больше пилотесс, и женский голос в эфире уже не так удивляет диспетчеров (да и пилотов), как это было еще лет пять назад.
читать дальше
И в нашей авиакомпании Рита не единственная девушка - у нас уже пару лет работает Софья. И до этого были, но возрастом гораздо постарше, имевшие опыт полетов на мелкой авиации, и даже на военной.
А наши девчонки - недавние выпускницы самых обычных летных учебных заведений. Совсем еще молоденькие.
- Привет, Рита! Как настроение?
- Здравствуйте, Денис Сергеевич! Отличное!
Сегодня я лечу в Минеральные Воды. Моя задача - выполнить полет по программе ввода в строй второго пилота. Точнее - второй пилотессы, которую зовут Маргарита, совсем недавно закончившую наземную часть программы подготовки на самолет В737 в нашем учебном центре.
Я пришел в штурманскую как обычно, рано, а мой "курсант" уже на месте. Это мне очень нравится - у нас будет больше времени на то, чтобы познакомиться.
Конечно, мы уже знакомы - я всегда имею свой интерес в каждой группе, приходящей к нам на переучивание и стараюсь быть в курсе того, что представляет себя каждый из них. Иногда я сам участвую в первоначальном обучении, иногда нет - но я всегда интересуюсь у коллег - "что, как и почему". О Рите я слышал хорошие отзывы - она прилежная, старается и, в целом, учится нисколько не хуже парней, если даже не сказать большего.
Девушкам-пилотам всегда приходится быть под пристальным вниманием, поэтому им гораздо сложнее, поверьте. Забегая вперед, скажу, что Рита покорила меня тем, что не показала ни малейшей напряженности от того, что сегодня с ней летит "грозный проверяющий", которым некоторые не очень радивые (иль чрезмерно ретивые?) начальники пугают пилотов еще во младенчестве. Не каждый мужик-пилот так непринужденно, но вполне по-деловому, общается в первом же полете со мной. Кто-то зажимается, кто-то лезет из штанов, чтобы показать свое мастерство, торопится... Мне ничего это не надо. Мне нужна естественность - если ты работаешь без напряга, значит, ты всегда так работаешь. И я, как инструктор, могу оценить твои плюсы или увидеть твои минусы - и помочь их исправить.
Рита вела себя как идеальный курсант.
- Рита. У нас сегодня обычный тренировочный полет. Моя задача - познакомиться с тобой, посмотреть, чему ты уже научилась, возможно, подсказать что-то тебе или твоему инструктору. Пожалуйста, чувствуй себя совершенно свободно. Если ты увидишь, что я делаю что-то не так - а я буду это делать, может быть специально, может быть нет - не стесняйся, не бойся показаться глупой - делай мне замечания или подсказывай, я не обижусь - мне нужно увидеть, как ты умеешь контролировать работу своего командира.
Я считаю, что за время ввода в строй инструктор должен не просто научить пилота жать кнопки или давить штурвал, выполняя те или иные процедуры. Это важные задачи, но не все. Не менее важно - научить пилота быть НАДЕЖНЫМ партнером - помогать своему коллеге по кабине, если тот вдруг что-то не заметил, не учел, пропустил. Чтобы зеленый второй пилот не боялся важного Капитана, даже такого серьезного на первый взгляд дядьку, как я. В кабине нет места для бравирования авторитетом и нет места для ложной скромности - если ты видишь, что что-то идет не так, не стесняйся - сообщи об этом партнеру. Хороший коллега скажет тебе "СПАСИБО", если своей подсказкой ты предотвратишь отклонение или что-то еще посерьезней... А если твои сомнения напрасны, то он обоснует - почему.
Это - основы взаимодействия в экипаже, который хочет зваться "надежным". Это - один из лепестков ромашки под названием CRM, в центре которой - принятие правильных решений и безопасный исход полета.
***
Маргарита очень старается. Так старается и перепроверяет все на несколько раз, что мы выбиваемся из графика. Но я намеренно не тороплю ее, т.к. это тренировочный полет (всего 10-й рейс для нее), и мне хочется давать ей максимум самостоятельности.
Она молодец. На все мои вопросы, которые я обычно задаю курсантам ответила неплохо - и по анализу погоды, и по заправке на полет. Сразу видно хорошую работу ее инструктора, Дмитрия - ее журнал ввода в строй, который я изучаю, пока Рита заканчивает с документацией, дает мне четкое видение того, как выполнялись предыдущие полеты.
<...>
Сегодня обещали грозы ближе к вечеру. То есть как раз тогда, когда мы будем в полете.
Я показываю Рите на небо и говорю:
- Идешь к самолету - уже начинай анализировать. Облака? Какие? Что они сулят? Куда смещаются? То есть надо обдумывать решения еще до взлета. Особенно часто приходится это делать зимой - идешь на вылет, снег падает, ты думаешь: "Ага, значит, облив, значит рулим без закрылков, anti-ice on, на исполнительном будем делать run-up"
А натягивает знатно. Пока нам это ничем не грозит, они в стороне (и по радару в метеокомнате мы тоже, конечно же их смотрели). Но вечером могут помешать - и у них это почти получилось.
Техники немного нас задержали - устраняя дефект по одной сигнальной лампе в кабине пилотов. Ничего, ничего - мы только рады. Хоть и пришлось потом вылететь с задержкой - Рита все делает правильно, но с четырехкратным резервированием, но я не тороплю - сегодня рейс по программе обучения, а расписание мы догоним.
<...>
Пришли пассажиры... Читаю приветственное слово.. И так интересно мне - как они реагируют на то, что командир бодрым тоном представляет экипаж, в котором явно звучат женские имя и фамилия второго пилота?
Рита очень неплохо выполнила взлет. Мы договорились, что она включит автопилот по моей команде, т.е., ближе к зоне RVSM, где его использование необходимо.
<...>
Маргарита летала у нас бортпроводницей. Интересно то, что в нашем сегодняшнем полете старшим бортпроводником летит девушка, с которой они вместе учились на стюардесс!
Затем Рита поступила в Краснокутское летное училище, и по окончанию пришла к нам, не думая даже ни о каких других вариантах.
Оказывается, мы даже летали вместе - причем в самом ее первом стажерском полете в Симферополь в далеком 2010м году, который я хорошо помню - мне тогда пришлось прервать взлет из-за неисправной сигнализации стояночного тормоза, из-за которой самолет "думал", что тормоз включен и сработало предупреждение о невзлетной конфигруации. Пришлось нам тогда заночевать в Симферополе, ожидая прибытие техников из Москвы. А еще я тогда отчитал ее за курение! Я, конечно же, таких нюансов не помню, а у Риты память хорошая )
Рита мечтает когда-нибудь слетать в космос. Что ж, пожелаем ей удачи в исполнении очередной цели. А что? Несколько лет назад кто-то мог посмеяться над целью девушки стать пилотом, а оно вот как вышло!
***
Погода в МинВодах выдалась хорошая, как раз для тренировки - видимость миллион на миллион и плотный встречный ветер, 9 метров в секунду. Так же в снижении отключились пораньше, и летели без директорных стрелок до входа в глиссаду. У Риты это получилось очень неплохо, а в глиссаде пришлось, конечно же, помогать, подсказывать - это только стюардессы в западных фильмах, да рядовые пассажиры сажают самолет с первого раза по подсказкам с земли... Стюардессам, ставшим недавно пилотами, осознавая реальную грандиозность процессов, сразу как то становится посложнее, даже при наличии пилота-инструктора в кабине, поэтому последнему приходится помогать
Чтобы было понятно - выше я поерничал над избитой темой в интернетах - "может ли пассажир посадить самолет?"
А вот большим достижением Риты является то, что она и на разбеге хорошо самостоятельно выдерживала направление, и на пробеге после посадки. Видно, что у нее неплохие способности к пилотированию, и у меня нет сомнений, что со временем она заткнет за пояс иных пилотов в штанах.
Так занятно получилось - пассажиры выходили, и она женщина в возрасте попросилась поглядеть на девушку-пилота. Заглянула, рассыпалась в пожеланиях всего самого хорошего. Досталось и "командиру с юмором", то есть мне. Очень и очень приятно!
<...>
- Ну что, Маргарита, с боевым крещением?
Сколько еще будет подобных нескучных заходов в ее карьере, дай Бог, длинной и удачной. Но полностью она прочувствует их лишь тогда, когда сядет в левое кресло и ощутит груз необходимости принимать решения... В воздухе ведь невозможно остановиться на обочине, выйти подумать. Позвонить другу за советом, долить пять сотен кг керосина, которых тебе не хватает, т.к. ты слишком долго думал, пока была возможность... И от Капитана требуется принимать и принимать Решения, чтобы все взлеты заканчивались посадкой и желательно в аэропорту назначения, чтобы было удобно пассажирам.
...А Пассажир выйдет из самолета, получит багаж, встретится с родственниками, посетует на то, что "ой, долго так летали, да пилот чуть не укачал, неопытный, видать...", получит понимающее "ага, совсем летать разучились", и пойдут довольные, в счастливом неведении, какие нервы были затрачены на то, чтобы он долетел вовремя и безопасно, туда куда ему надо.
Пожелаем нашей пилотессе всего самого летного и безопасного!
Всем спасибо за внимание!
Летайте безопасно!"
Кому интересно полностью - рассказ тут. Там еще и фоточки классные, и Маргоша ничего)))